Как понять, что колеса не отбалансированы?

Советы

Что такое «балансировка»?

Термин – «балансировка» очень хорошо известен автолюбителям, он используется для многих деталей автомобиля, но чаще всего при сборке и разборке автомобильного колеса. Каждый, кто хотя бы раз «переобувал» свой автомобиль по той или иной причине, сталкивался с этой, казалось бы, не такой уж сложной и абсолютно рутинной операцией.

Многие даже скажут: «Я могу сделать это лучше, чем шиномонтажник», но на самом деле это не совсем так.

Из-за чего возникает дисбаланс?

Дисбаланс автомобильных колес возникает при наличии асимметрии из-за неправильной установки шины и/или диска, неправильного монтажа и/или балансировки и сопровождается дополнительным шумом, вибрацией, неправильным износом шин, ускоренным износом подвески и рулевого управления, и неэффективной работой таких систем, как ABS и ESP.

Совершенствование автомобилей, повышение их динамических характеристик и постоянное добавление все новых и новых электронных систем стабилизации и т.д. повышают требования к хорошо отбалансированным шинам. Кто-то скажет: «Что такого в балансировке?», но это очень важно.

Что будет, если колеса не отбалансированы?

Не хочу быть многословным, поэтому приведу пример, и пусть каждый сделает свои собственные выводы. Очень простой расчет показывает, что на 14-дюймовой шине с дисбалансом 20 грамм при скорости 100 км/ч груз весом 3 кг. бьет по колесу 800 раз в минуту.

Колесо, помимо неправильного износа, передает удары на подвеску и на рулевое управление. С другой стороны, этот же дисбаланс приводит к тому, что колесо перестает иметь нормальное сцепление с дорожным покрытием и его движение больше похоже на подпрыгивание и имеет эффект легкого скольжения, при нормальных дорожных условиях это почти не ощущается, что, собственно, и является самым коварным.

Это не единственная проблема, представьте себе датчики таких систем, как ABS и ESP, какую информацию они передают в блок управления при резком торможении или небольшом заносе, просто любая из систем может сработать очень некорректно и совершенно неэффективно. Таким эффектом может проявиться, например, «потеря тормозов» при неправильной активации антиблокировочной системы.

«Подпрыгивание» колеса также создает нагрузку на амортизаторы, которые изнашиваются гораздо быстрее. И если дисбаланс ощущается водителем только на определенной скорости, это не значит, что он куда-то исчезает в остальное время – в этом-то и вся проблема, негативные последствия дисбаланса шин «работают» постоянно, независимо от того, что они ощущаются только в определенных условиях.

Как производят балансировку?

Практически везде балансировка колес производится по центральному отверстию обода с помощью конического адаптера, который является универсальным и подходит к ободам самых разных размеров. Все очень просто – не имеет значения, сколько крепежных отверстий на ободе и каково их расположение.

Обод надевают на балансировочный прибор, затягивают конический адаптер, он «убирает» люфт и центрирует колесо относительно оси вращения прибора, шина вращается, появляются цифры, показывающие величину асимметрии, мастер добавляет пару свинцовых грузиков на обод и после еще двух вращений появляются нули, все в порядке.

Эта система была разработана еще в 1969 году немецким инженером Хорстом Варкочем, который основал компанию HAWEKA, являющуюся признанным лидером в производстве оборудования для балансировки колес всех типов автомобилей.

При повторном измерении уже отбалансированного колеса в очень большом проценте случаев (около 70%) выясняется, что неизвестно, откуда взялся дисбаланс, причины могут быть разными, но факты есть факты.

Более точная балансировка

В настоящее время автомобили стали намного совершеннее, сложнее и быстрее, поэтому требования к точности выше. Для более точной балансировки, универсальных конусных адаптеров уже недостаточно. Центральное отверстие обода больше не выполняет только вспомогательную функцию, обода зажимаются болтами или гайками с коническим профилем, которые центрируют шину относительно осей.

Как понять, что колеса не отбалансированы

Для решения этой проблемы на развитых автомобильных рынках и в промышленности уже давно используются фланцевые адаптеры со штифтами, которые крепят обод к балансировочному устройству в соответствии с крепежными отверстиями, а не центральным отверстием. Конечно, это немного сложнее, и сами адаптеры дороже, но технологии развиваются, и от этого никуда не деться.

Короче говоря, если вы цените свою безопасность, свой автомобиль и свой кошелек, делайте балансировку в мастерских, где есть современные адаптеры

Если вы довольны качеством конических адаптеров и считаете, что все написанное до сих пор — «мистификация, чтобы получить больше денег…», то классический тип «Gumshoe» есть почти на всех СТО.

Обязательные процедуры при балансировке автомобильного колеса

Даже самые современные и высокотехнологичные балансировочные колеса не спасут вас, если не соблюдать следующие 6 (шесть) технологических процедур.

  1. Перед балансировкой обод должен быть очень хорошо очищен. Вся грязь с улицы, оседающая во внутренней части обода, приводит к дальнейшей асимметрии и неправильной балансировке.
  2. Давление в шинах должно быть близко к номинальному.
  3. Предварительная балансировка выполняется с помощью конического адаптера.
  4. Окончательная балансировка выполняется с помощью фланцевого адаптера с регулируемыми штифтами для монтажных отверстий.
  5. Перед установкой обода следует тщательно осмотреть и очистить ступицу, на которую устанавливается обод. Малейшая неровность и грязь приведут к так называемому нарастанию дисбаланса.
  6. Крепежные болты или гайки следует затягивать не «от руки», а пневматическим динамометрическим ключом, где натяжение регулируется в соответствии с рекомендациями производителей, а метод — слегка затянуть и опустить автомобиль с домкрата всем весом, а затем перетянуть — неверен и приводит к дисбалансу даже с самой хорошо отбалансированной шиной.

Если вы найдете ремонтную мастерскую, которая использует современные адаптеры и соблюдает все эти, казалось бы, незначительные процедуры, вы можете смело довериться ей, даже если она обойдется вам немного дороже, чем соседний «Шиномонтаж». Ваша безопасность превыше всего, а экономия на ремонте подвески, рулевого управления и неправильно изношенных шин гораздо выше, чем несколько лишних баксов на балансировке шин.

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Mehanik

0
Комментарии: 0Публикации: 23Регистрация: 04-03-2023
Mehanik
о ВАЗе и другие
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Авторизация
*
*
Генерация пароля
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x